Будет ли свет в конце тоннеля?
Наш президент недавно объявил - в стране кризис закончился. Бизнесмены выдохнули и приготовились в ожидании клиентов. Но аналитики Делфи считают, что повода для большой радости нет. Даже если экономика пойдет вверх, объемы продаж навряд ли будут близки к докризисным. Потребители не готовы будут вернуться к былому беззаботному отношению к покупкам. Времена, когда клиент скупал товары, потому что «клевый бантик сбоку» остались в прошлом. Теперь он покупает только то, что ему нужно и то, что дешевле.

Настроения омичей.

Ежегодно в течение последних 8-ми лет агентство «Делфи» замеряет настроения потребителей нашего города и рассчитывает индекс потребительских настроений (ИПН). Для этого жителям города от 16 до 60 лет задаются пять вопросов, их просят оценить свое материальное положение, свою уверенность в завтрашнем дне и экономическую ситуацию в стране [1].

Значения индекса могут быть от 0 до 200. Чем ближе к нулю, тем пессимистичнее настроения. И наоборот, близко к 200 – значит, что преобладают оптимистичные настроения. При индексе в 100 пунктов характерны нейтральные настроения потребителей.

В этом году индекс составил 109 пунктов. Это значительно выше, чем в прошлом году, когда отметка индекса была ниже 100, и составляла всего 93 пункта. Но это не значит, что омичи стали лучше жить, скорее они адаптировались к новому укладу, и оценивают свое положение не столь пессимистично, как год назад.
    Почему вырос потребительский индекс в Омске?

    Рост индекса связан с тем, что омичи выше оценили свое материальное положение, как текущее, так и будущее. Хотя изменения в материальном положении за прошедший год омичи все ещё оценивают скорее негативно (87 п.п.).

    Ожидания на будущий год у горожан более позитивные – 126 п.п., для сравнения в 2016г. – 89 п.п.

    Возросла доля омичей, которые уверены в своем будущем: с 34% в 2016 году до 53% в 2017 году. Оптимистично омичи отметили ситуацию в экономике страны в целом. Растет доля тех, кто положительно оценивает текущую и будущую ситуацию в экономике страны – 96 пунктов (для сравнения: в 2016г. – 88 пунктов).

    От чего потребители отказываются.

    Несмотря на такую оценку, омичи стали чаще отказываться от крупных покупок - 44 пункта в 2017г. (73 п.п. в 2016 г.). Такое поведение характерно для потребителей по всей стране. Только 8% россиян планируют покупку автомашины в ближайшие 2 года. Большинство россиян отмечают, что могут отказаться от покупки одежды и обуви, мебели, ювелирных украшений, путешествий, посещений ресторанов, ремонта квартиры.

    Привычка экономить коснулась и продуктов питания. Больше всего в натуральном выражении уменьшилось потребление рыбы и морепродуктов, хлебобулочных изделий, бакалеи, сладостей и снеков, мясных и молочных продуктов[2].

    Остается остро негативным отношение у омичей к кредитованию - 99 пунктов (108 п.п. в 2016 г.).

    Что делать бизнесу?

    Итак, потребители воспринимают текущую ситуацию как норму и подстраиваются под неё, меняя свои привычки. Они становятся рациональны в своем выборе, не размениваются на ненужные товары. Теперь, чтобы убедить потребителя выбрать продукт конкретной марки не достаточно рассказать, про то, что она лучше, вкуснее, красивее.

    Нужно рассказать, как ваш товар облегчает ему жизнь, делает ее комфортнее и счастливее. Для этого нужно изучить потребителя, понять, в чем он испытывает дискомфорт при покупке или пользовании продуктом, и решить его проблему. Например, если потребитель напрягается по поводу того, что он считает, что переплачивает за ваш товар или услугу – повышайте ценность товара, улучшайте сервис или убирайте ненужные опции и снижайте стоимость.

    Например, ИКЕА в этом году повышает ценность домашних посиделок и отдыха для тех, кто стесняется признаться, что проводит выходные дома. Или в ситуации кризиса компания повышает ценность совместного отдыха на природе, не зависимо от места. «Отдыхайте за границей дома!» призывают нас билборды на улицах города.



    [1] Индекс потребительских настроений (ИПН) – показатель, используемый с целью прогнозирования поведения потребителей. Для расчёта ИПН используются пять вопросов:

    1. Как изменилось материальное положение Вашей семьи за последний год?
    2. Как, по-Вашему, изменится материальное положение Вашей семьи в ближайший год?
    3. Если говорить об экономических условиях в стране в целом, как Вы считаете, следующие 12 месяцев будут для экономики страны хорошим временем или плохим?
    4. А если говорить о следующих пяти годах, то они будут для экономики страны хорошим или плохим временем?
    5. Если говорить о крупных покупках для дома (таких, как мебель, холодильник, бытовая электроника, телевизор), то как Вы считаете, сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать такие покупки?


    [2] Российский потребитель 2017: Время надежд. https://www.gfk.com/fileadmin/user_upload/dyna_content/RU/Documents/Press_Releases/2017/GfK