Блог Делфи
Емкость рынка:
как посчитать ее без бюджета
Что такое емкость рынка.

Ёмкость рынка – это объем рынка. Сколько денег было потрачено потребителями на нашем рынке. Ёмкость рынка считается за определенный период – месяц, год.

Ёмкость рынка считается в рублях. Либо в абсолютных величинах: штуках, литрах, единицах - в зависимости от продукта. Например, если мы возьмем рынок молока, то емкость рынка покажет, сколько в 2017 году было продано литров молока и на какую сумму.

По сути, это всего две цифры. Но это достаточно дорогие цифры. Исследование по оценке емкости рынка могут себе позволить , как правило, крупные компании, либо инвестиционные компании/фонды, которые хотят понять, стоит ли инвестировать в определенную страну или продукт.

Малый бизнес и стартапы могут посчитать емкость рынка самостоятельно, не проводя дорогостоящих маркетинговых исследований.

Мы хотим рассказать о 6 способах, с помощью которых можно посчитать емкость рынка, что называется «на коленке». У этих способов есть определенные погрешности, тем не менее, они дают понимание того, что происходит на конкретном рынке: есть ли там деньги и в каком количестве.
1. Общение с персоналом, который работает на конкретном рынке. Самый простой и самый доступный способ. Например, вы хотите открыть суши-бар. Дайте объявление, что открываете новый суши-бар, и вам нужны сотрудники с опытом работы в соответствующей сфере (повара, официанты). Встречаетесь с людьми. И они зачастую совершенно свободно рассказывают о том, как обстоят дела в их баре, что и на какую сумму они продают, как и куда поставляют, какие есть проблемы. И вполне можно прикинуть, выходить или нет на этот рынок. Одна из успешных на сегодняшний день компаний, будучи еще стартапом, вышла на рынок именно таким образом. Более того, такой способ позволяет увидеть многие слабые стороны конкурентов.

2. Косвенные источники. Например, вы хотите создать компанию, которая делает дорогие ремонты или продает дорогие дизайнерские обои. И если вы хотите понять, будет ли в городе спрос на это – пообщайтесь с дизайнерами интерьеров. Достаточно поговорить с 5-7 хорошими, востребованными дизайнерами. Узнайте у них, как часто они делают ремонт, что востребовано в ремонтах, кто сейчас является поставщиками. Дизайнеры хорошо знают спрос, понимают, что востребовано сегодня потребителем, и на какую сумму потребители закупают материалы. И вы будете уже вооружены, в том числе, когда будете формировать ассортимент.

3. Общение с продавцами в торговых точках. Например, вы хотите открыть магазин игрушек. Сходите в магазины игрушек, задайте вопросы продавцам – что больше покупают, на какую сумму, по какой цене, какой средний чек. Конечно, здесь очень важно уметь установить контакт.
4. Сайт Росстата. Например, на сайте Росстата можно посмотреть поло-возрастную структуру вашего города. Если вы хотите открыть магазин для детей дошкольного возраста, вы можете посмотреть на сайте Росстата информацию по количеству таких семей, количеству детей этого возраста. И, основываясь на этой информации, рассчитать примерно средний чек и частоту посещения и таким образом понять, сколько денег на этом рынке.

Конечно, не всем официальным цифрам можно доверять на 100%, например, показателям о доходах граждан. Но здесь можно смотреть динамику, что происходит с доходами граждан из года в год.

Кейс. Центр изучения иностранных языков открыл свой офис в одном из районов города, в большом жилом массиве. Но клиентов было очень мало. Почему? Мы ответили на этот вопрос, просто посмотрев статистику – в этом районе проживают преимущественно люди старшего поколения, которым это предложение не интересно. И если бы собственник бизнеса видел эту статистику раньше, ему удалось бы избежать больших убытков.

5. Открытые исследования. Сейчас многие исследовательские компании выкладывают в открытый доступ свои исследования – ВЦИОМ, ФОМ, Делфи. Смотрите, читайте, там можно получить много информации по разным рынкам.

6. Посмотреть сопутствующие товары. С чем обычно покупают ваш товар и что происходит с этим «дуэтом». Например, рынок пива и снеков. Рынок пива падает уже 8 лет подряд, соответственно, рынок снеков тоже не будет расти.
Понравилась статья?
Подпишись на рассылку бесплатных коротких видео и статей
по глубинному изучению потребителя и поиску потребительских инсайтов.